12.06.2014 18:42 |
V Славянский музыкальный форум "-олотой Витязь", посвящённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Этот форум открылся 20 мая 2014 года, будет длиться весь год и закроется 20 января 2015 года в Большом зале Московской консерватории концертом, посвящённым 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского.
Представляется отзыв на открытие:
Музыкальное приношение преподобному Сергию Радонежскому
В рамках XXVI Международного фестиваля православной музыки в светозарные Пасхальные дни 20 мая с. г. в московском Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялось Торжественное открытие V Славянского музыкального форума <-олотой Витязь>, посвящённое 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. От организаторов Форума с Приветственным словом к присутствующим в зале и многочисленной телеаудитории обратились епископ Подольский Тихон, Викарий Патриарха Московского и всея Руси, Управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы и Славянского форума искусств, народный артист России Николай Бурляев, наградивший Хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря высшей наградой Форума <-олотым Витязем>. Вёл концерт художественный руководитель Фестиваля и Форума, Председатель Православного церковно-певческого общества Георгий Поляченко.
Наряду с явным процессом деградации академического искусства либо, по крайней мере, с уменьшением силы его влияния на общество, православная культура в России по-прежнему полнокровна и представляет собой уникальную ветвь общественной жизни. Это особенно важно сегодня, когда ребром стоит болевой вопрос о будущем России, <имеющей свое Место, свое Слово, свой Голос в мировой истории> (слова Георгия Свиридова). В нынешней страшной российской безголосице нельзя переоценить значение не только сохранения, но и развития исконно русской традиции многоголосного пения без сопровождения.
Когда бываешь на концертах Международного фестиваля православной музыки, проводимых (ещё с советских времён) его бессменным художественным руководителем, а ныне и Председателем Оргкомитета Славянского музыкального форума <-олотой Витязь> Георгием Поляченко, то кажется, что попал в какой-то чудесный, нездешний мир - в ту былую, в книжках многажды читанную, ушедшую Россию, которая воскресает в облике и лицах исполнителей и публики. Есть в них какая-то благовидность, а лучше сказать - нормальность, про которую Чехов сказал, что <в человеке всё должно быть прекрасно >. Следует отметить и то, что в зале присутствовало небывало много (для филармонических концертов) духовенства разных санов: от дьяконов до митрополита, что, конечно же, способствовало созданию атмосферы особенной торжественности.
Открылся концерт совместным исполнением хорами-участниками < Воскресе>, придавшему всему дальнейшему музыкальному действу церковно-праздничный настрой. Репертуарно-жанровая палитра концерта, длившегося почти три с половиной часа была обширна: величания, молитвы и кондаки акафиста преподобному Сергию Радонежскому, пасхальные, богослужебные песнопения, русские, белорусские, украинские народные и историко-патриотические песни, духовные сочинения современных композиторов трёх братских народов, - что и соответствовало названию концерта: <Поёт Святая Русь>. Вызывает восхищение и чувство душевной поддержки сама идея объединения славянских народов через хоровую народную песню. Эта идея выше политического пафоса, она по сути, глубинно, а не внешне Православна и достойна в своём воплощении этой лучшей филармонической сцены.
Первым выступил (совместно с протодиаконом Николаем Платоновым, мощно возгласившим Величание Бориса Додонова) известный в России и далеко за её пределами Детско-юношеский хор храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в усадьбе Свиблово, в котором пели дети повзрослевших детей, участвовавших в Фестивале аж четверть века назад. Такая замечательная преемственность поколений стала возможной благодаря духовному наставнику хора протоиерею Сергию Кисилёву и его нынешнему молодому регенту Анлрею Герасименко. И это весьма символично: православные гимназии и школы приобретают всё большую значимость в обществе. И надо сказать, по качеству обучения православное образование просто несопоставимо фундаментальнее светского по всем важнейшим показателям. Недаром Православие из прежнего образа чего-то запретного, тёмного, непонятного, гонимого теперь уже окончательно вернулось в Бытие России как очевидный для всех людей со здравой душой и рассудком образ Добра, вечных и незыблемых начал, нравственного здоровья (становящегося в современном обществе, увы, уникальным явлением), богатого духовного содержания - и, конечно же, спасения
Вслед за детьми на сцену был приглашён один из самых именитых церковных концертирующих хоров - Хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря под управлением з.а. России Никона Жилы. После пасхального песнопения, молитвы прп. Сергию Радонежскому и <Молитвы о Руси> были блистательно исполнены народные песни со столь же блистательными солистами. Особенно запомнился голосистый тенор с интонационной точностью артиллерийского прицела (правда, не указанный в замечательно оформленном содержательном 16-ти страничном концертном буклете).
-авершал первое отделение Хор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского под управлением з.д.и. России Станислава Калинина. Отрадно было само обращение консерваторцев к творчеству композиторов Московской школы церковного пения: Кастальскому, Данилину, Голованову. Высоко совершенное, замечательное, светлое, лирическое сочинение прославленного русского дирижёра и ещё, увы, мало известного широкой публике песнотворца Николая Голованова <Свете Тихий> приводит к глубокому убеждению, что писать духовную музыку должны если не священнослужители (как иеромонах Нафанаил (Бачкало) и наша современница монахиня Иулиания (Денисова), чьи произведения прозвучали на концерте), то, по меньшей мере, люди воцерковленные, причащающиеся, постящиеся. Как нельзя быть полусолдатом (то есть ходить в лихой форме, но служить не по часам и жить не в казарме, а в отдельной квартире с удобствами), так нельзя быть и <полуправославным> песнотворцем, если творишь в таком возвышенном жанре. Как воцерковленность автора влияет на выразительность музыки - трудно сказать, думаю, что объяснить такое просто невозможно, но влияет несомненно, как в песнопениях священнослужителей. Простодушная музыка, а в ней само сердце молится и радует до слез Богоодарённый Георгий Свиридов, исполненный студентами консерватории, вознесся своими одухотворённым хором из <Песнопений и молитв> - <Странное Рождество видевши> как истинное светило, тем утвердив, что современная концертная духовная музыка, не предназначенная для богослужения, должна иметь силу молитвы, иначе она просто превратится в музыкальное фарисейство, пытающееся, как говорит мой добрый знакомый батюшка, <достичь духовного светскими способами>. Воистину хороша была в исполнении звуковая мягкость, такая юношеская, как тоненький побег под свежим майским небом. <Юное! Интересно!> - как сказал бы сам Свиридов, которого автор этих строк имел счастье знать лично. Во время исполнения именно этого песнопения не покидала еще одна мысль: как все-таки важен для такой музыки большой состав хора! Какая от этого глубина звучности и та сила проникновения, которой никак по-другому больше не достичь. А что говорить о сердечной растроганности от голосов молодых певцов!
Состоявшийся концерт заставил задуматься и о том, что жанр духовной музыки - это истинно народный жанр. Ведь в церкви на клиросе поют простые певчие, нередко не знающие нот, им подпевают прихожане. Организатор Форума Георгий Поляченко сумел придать своим концертам и собирательный характер, и высоту народного действа. Подумать только - в наш-то глухой век на его Международных фестивалях православной музыки предстаёт, как говорил Г. В. Свиридов <целый поток> народного православного искусства! Поляченко не боится выводить на самые авторитетные сцены - Большого зала консерватории, Кремлёвского Дворца и сугубо филармонического зала им.Чайковского семейные ансамбли, не имеющие большой профессиональной концертной практики, но, правда, только замечательные. Не исключением стал и этот концерт, на котором выступил, открыв второе отделение, совсем неизвестный семейный женский квартет, состоящий из трёх сестёр и мамы Ангелины Глуховой. Как радостен женский квартет. -амечательно возрождение этого некогда очень популярного и прекраснейшего жанра! И знаменательно, что это стало достоянием именно филармоническим!
-а квартетом последовал дуэт русской народной певицы Ирины Леоновой и кобзаря, послушника Почаевской лавры Василия Жданкина, приехавшего из той географической области Украины, из которой ныне, к прискорбию, небезопасно выезжать в Московию. Молитвенный подвиг и задушевное исполнение русских казачьих и украинских народных песен было с сердечной теплотой встречено благодарными слушателями.
Интересную программу, состоящую из духовных произведений русских и белорусских композиторов, исполненную на высоком художественно-профессиональном уровне представил Могилёвский хор филиала Белорусской государственной академии музыки под управлением Ирины Пекарской. Но наибольшее впечатление произвели свежо и ярко звучащие белорусские народные песни.
Настоящим триумфом концерта стало выступление Праздничного хора ставропигиального мужского Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова. После кондака акафиста преподобноиу Сергию Радонежскому - песнопения иеромонаха Нафанаила (Бачкало) прозвучал ряд народных и духоподъёмных исторических песен, приведший публику в патриотический восторг. <Рвануть рубаху на груди> - Сафонов и его солисты, надо признать, умеют это делать впечатляюще!
Все разошлись в пафосе и волнении, тем более, что слава Тебе, Господи, в конце длительного праздничного вечера все участники концерта вместе с его ведущим и со всем вставшим заполненным залом от всей души пропели вновь- <Хритос Воскресе>! Главное ощущение после концерта - это то, что Россия всегда жива. И всегда жива Святая Русь! Удивительно и чудесно филармоническое служение переросло в молитвенное стояние. После бурных оваций вначале опустела сцена, а затем постепенно опустел и зал. И только на сцене в левом углу осталось стоять иконописное изображение преподобного Сергия Радонежского. Преподобный в одиночестве продолжал молиться за нас
Алексей Вульфов
В.Сидоров
|