Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

11.04.2004
00:42

Христос воскресе!

09.04.2004
13:41

"Косово как будущее Европы" - новое в обозрении Алексея Шорохова

09.04.2004
13:08

Лицо кавказской национальности

08.04.2004
20:34

Презентации Киевских поэтических антологий в Германии

08.04.2004
18:36

Новые книги наших авторов


07.04.2004
12:52

5 лет "Русскому переплету"!

06.04.2004
19:33

"Круговорот" Татьяны Розины

05.04.2004
12:08

Вячеслав Лютый: Премьерный год воронежских театров

03.04.2004
15:09

"ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ" - новое в обозрении Василия Дворцова "Взгляд из Сибири"

02.04.2004
12:52

Новый жанр в детской литературе

01.04.2004
13:57

"Первоапрельское. Гимнописец Григорий Гончарук" - новое в обозрении "Сердитые Стрелы Сердюченко"

31.03.2004
20:43

""Над забытым и прожитым" - цикл никогда не публиковавшихся рифмованных текстов" - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

31.03.2004
20:43

""Над забытым и прожитым" - цикл никогда не публиковавшихся рифмованных текстов" - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

31.03.2004
17:05

7 апреля "Эти забавные животные" (первоапрельская программа) КлубАстрО

31.03.2004
17:00

2 апреля состоится "Пятничный вечер Русского переплета"

31.03.2004
14:43

"Новое мышление в Азиатской поэзии"

    Наша жизнь хорошая или плохая в зависимости от того, что мы видим, что замечаем, на что реагируем и что, в конечном итоге запоминаем. Качественные воспоминания - залог хорошей жизни. И лучшее средство - отправиться в дальнюю поездку.

    Что можно сказать о стране, куда приезжаешь впервые? Впервые, и с четким, обязывающим заданием представить русскую поэзию, рассказать о русских поэтах, продемонстрировать культурный уровень современных российских молодых людей? Но эта заметка не обо мне в Малайзии, а о Малайзии во мне. О многонациональной стране, с ярко выраженной государственной религиозной идеей, если не враждебной, то чуждой русскому менталитету, ведь "ислам" рифмуется с "экстремизм", и на ум идут не сказки про Симбада-морехода, а туркестанские басмачи и "красные революционные шаровары" из фильма "Офицеры". Стране, где самой страшной оплошностью является ответить на вопрос о твоем вероисповедании - "Атеист". О стране, объединившей на своей территории мечети, с муэдзинами, распевающими призыв к молитве с иглоподобных минаретов, протыкающих небо, буддистские храмы, с ломаными линиями крыш, словно парящими над улицами, забитыми автомобильными "пробками", лабиринты узких улочек китайских кварталов, индуистские храмы, полные цветов и сандалового аромата и христианские церкви красного кирпича, завезенного из Европы. О процветающей стране, где сформировано бесхитростное и наивное общество потребления, осаждающее самые большие в Юго-Восточной Азии торговые центры в канун рождественских распродаж и в течение всего оставшегося года? Я заблудилась в одном из таких центров, и попросила интеллигентную китаянку вывести меня на улицу. Она, смущенно улыбаясь, долго тащила меня сквозь толпу, мимо именитых бутиков и элитных ресторанов, а потом, уже на площади на фоне закатного горизонта, стремительно темнеющего, так как сумерки в тропиках быстротечны и лишены красок, извинялась, за то, что мне придется стоять в очереди на┘ такси. Я честно стояла 40 минут.

    О стране, где малайский знакомый, беззаветно влюбленный во все тоталитарно-советско-русское, от хрусталя "а-ля бабушкин сервант" до космической символики, говорит: "Если захочешь приехать в Малайзию еще раз, ни в коем случае не покупай билет! Позвони мне, я подберу тебе конференцию, они оплатят и билет и проживание". О стране, проводящей поэтические семинары под эгидой ЮНЕСКО, где поэтов буквально носят на руках, а поэзия пронизывает самые укромные уголки культурного пространства.

    О стране, в столице которой - Куала-Лумпуре, (Грязная Речка, в переводе, основал Яп Ах Лой - капитан "Чайна" в 1857 году в месте слияния двух коричневых речек Гомбак и Кланг, как лагерь для работающих на руднике по добыче олова) построены самые высокие и самые убыточные в мире здания - Петронас Тауэр, (целых два рекорда Гинесса). Ну, с первым понятно, есть даже известная поговорка - в каждом азиатском городе есть самое высокое в мире здание. А вот второе, менее очевидно, но более драматично. Сейчас Малайзия переживает не лучшие времена, и связано это с трагедией 11 сентября и ее последствиями, толкнувшими США на размежевание с исламским миром. А ведь Малайзия до 2001 года была ориентирована на штаты, и в системе образования, и в экономической сфере, и в политической. И вот, словно шоры с глаз упали, вместе с поверженными "Близнецами". Началась война в Афганистане, в Ираке. И маленькая Малайзия должна реагировать, должна защищать честь и достоинство в этой экономической бойне, если, конечно, хочет выжить, сохранив в неприкосновенности свою идейную основу.

    Американцами недовольны. Что они могут дать? Колу? Чисбургер? Терминатора в роли губернатора? Культурологический тупик? Обман простодушного электората с вполне людоедскими лозунгами, подразумевающими только то, что выживет принявший вульгарную "американскую мечту" за руководство к действию? Да еще, пожалуй, зубодробильные экономические санкции, если вдруг надумают наложить руку на Малайскую нефть и олово и эвтаназию английского языка, выхолащивая его, делая интернациональным, лишенным эмоций, движений души, упрощенным до примитива, политкорректным и обтекающим острые углы, как пресноводная речка сваленные стволы прибрежных деревьев, а потому, неприемлемым для поэзии, пусть и нуждающейся в неком корректирующем ориентире. (Об этом много говорилось на семинаре, участники пытались реанимировать не только национальный язык, но и национальные особенности, сделать их доступными без перевода и переложения на более коммуникативный инглиш-традишинз).

    А ведь именно этот язык в Малайзии является вторым государственным, поскольку Малайзия - многонациональна - малайцы, индусы, китайцы, плюс потомки от смешанных браков местных девушек, китайцев (Чита) и индусов, (Баба) организовавших свои поселения, а, следовательно, и автономные области, пусть не в территориальном, но этническом смысле. Плюс индонезийцы - потрясающе спокойные и красивые, почти внеплапнетной красотой раскосых глаз, узких носов, бархатной кожи и заостренных подбородков. Плюс сараваки - местные аборигены, обитающие на острове Борнео, и, кстати, о Борнео, раскопки, проводимые в пещере Ниах, в Сараваке, показали, что homo sapiens жил здесь еще 40 000 лет назад. Сараваки произвели на свет крисс - кривой кинжал, отнимающий у врага не только жизнь, но и душу. В иерархии сараваков, оружейники, изготавливающие криссы, стояли на высшей ступени, потому что умели находить небесные камни - метеориты, из сплава которых с земным железом и выплавлялись волшебные кинжалы, пропитанные сандаловой пылью. Плюс еще более 17 национальностей.

    13 штатов, 9 из которых - султанаты. В 4-х оставшихся главами администрации (светскими) являются губернаторы, религиозную же власть в них осуществляет избираемый раз в 5 лет король, выбираемый из 9 султанов. Очень мудрая традиция, по сути, получается, что король - избирательная должность, но султан - наследуемая. Таким образом, все династические семьи Малайзии могут гордиться тем, что управляли государством (не дед, так отец, не отец, так сын, не сын, так внук, и так далее┘)

    И тут же рядом, архитектурная гигантомания, в результате которой и появилась на свет визитная карточка Малайзии - Петронас Тауэр, поскольку ничего другого, могущего стать официальным символом не было: слишком разношерстны и эклектичны были достопримечательности Малаккского полуострова, такого лакомого и такого доступного завоевателям. Но все меняется. Португальцы, голландцы, англичане, японцы, в хронологическом порядке обретшие и потерявшие владычество над жемчужиной Юго-Восточного региона, оставившие культурную разносортицу сгинули, сметаемые друг другом и волей людей к свободе и самоопределению. И вот, уже знакомый малаец, историк, специалист по Сталинградской битве, задает мне вопрос: "Когда же, наконец, Россия обретет былое влияние на мировой арене, чтобы однозначно противостоять США, и защитить маленькую и процветающую во всех отношения Малайзию?" Что я могла ему ответить? Что нельзя загребать каштаны из огня чужими руками? Что Россия сама хочет спрятаться за кого-нибудь, чтобы нас, с нашей Чечней не приструнили свободолюбивые штатовские демократы за геноцид чеченского населения? Что Россия делает ставку на США, как на единственного вменяемого партнера, несмотря на все разногласия, глобализацию, двойные стандарты, вмешательство в суверенитет государств, наглость, самовлюбленность и насаждение коммерческого бескультурия? Нет. Я не могла. Я ответила: "Скоро".

    Но это не впечатления. Это информация к размышлению. А впечатления (ведь никогда не угадаешь, что выхватит твой взгляд, запечатлеет, оформит в плоский талон и отправит в компостер души, как некую плату за потраченное время) начались еще в Дубаи, там была пересадка. Я сидела в зале ожидания, то доклад зубрила, то посадочный мусолила, то по сторонам смотрела. Вдруг напротив меня уселась юная пара. Он и Она. Очень высокие, очень стройные. Оба в национальных просторных балахонах из тончайшего полотна. Он в белом. Она - в черном (такова традиция). Он в забавных очках и национальном арабском головном уборе, Ее лицо скрыто черным шелковым полотном, только глаза - огромные, темные, влажные, ласковые, улыбчивые. Они держались за руки и проявляли друг к другу столько нежности и предупредительности, что я сразу решила: это молодожены. Они были так гармоничны, будто впитали все солнце и весь достаток богатых Эмиратов, я любовалась. А потом опустила глаза вниз, туда, где кончались длинные, подметающие пол подолы их сказочных одеяний, и увидела┘ две пары одинаковых кроссовок - побольше и поменьше четыре джинсовых штанины. Опять посмотрела в лица этих ребят. И увидела их в майках, джинсах, с фотоаппаратами на улицах Лондона, Парижа, Москвы, Кливленда, задорных, счастливых, лопающих мороженное и целующихся. Я и сейчас их вижу.

    Наверное, это и есть те впечатления, которые становятся стихами. Пусть своими впечатлениями поделятся поэты из разных стран, участвовавшие в семинаре "Новое мышление в Азиатской поэзии", прошедшем в университете "Малайя", Куала Лумпур, с 15 по 17 декабря 2003 года.

    Я же хочу сказать спасибо доктору Виктору Александровичу Погадаеву, преподавателю Университета Малайя, переводчику и пропагандисту русской культуры в Малайзии, моему Вергилию на извилистых тропках Малайских традиций, показавшему Малайзию без прикрас и религиозных шор. И Андрею Орлову, подготовившему переводы для этой публикации.

    Читайте в Русском переплете.



    Марианна Орлова

31.03.2004
13:04

Александр -агрибельный в рубрике "Человек в пути"

31.03.2004
08:26

2 апреля 2004 года в 19 часов в Онегинском зале Дома-музея К.С.Станиславского состоится концерт

30.03.2004
13:01

"Пункт третий" Татьяны Плетневой

27.03.2004
18:47

"Литературные поминки 2004" - новое в обозрении "Сердитые Стрелы Сердюченко"

<< 381|382|383|384|385|386|387|388|389|390 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100