Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

05.01.2003
09:10

По 15 января 2003 года продолжает работать выставка Традиционное русское ручное узорное ткачество и костюм Северной Руси допетровского времени.

04.01.2003
14:34

"Свои люди"

03.01.2003
15:21

Что будет, если вдруг объявятся А. С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л. Н. Толстой???

02.01.2003
14:16

Новый рассказ Игоря Аверьяна

02.01.2003
14:07

"Русский Итон" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

02.01.2003
13:05

35 лет с момента первого выхода в эфир программы "Время"

01.01.2003
16:57

Первый рассказ в 2003 году

01.01.2003
14:55

1 января - день памяти преподобного Илии Муромца Печерского

30.12.2002
20:09

В Тобольске возводят ледяную копию "пещеры Ииуса"

30.12.2002
17:08

С наступающим 2003 годом!

28.12.2002
12:30

Теракт в Грозном

27.12.2002
19:27

""О смехе без смеха" - очередная статья Александра Богатырева" - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

27.12.2002
12:15

Ядерный терроризм: одно интервью и открытое письмо президенту

26.12.2002
17:00

Книги издательского содружества А. Богатых и Э.РАкитской (Э.РА), имеющиеся в наличии для продажи или находящиеся в производстве.

26.12.2002
16:54

Как продать свою книгу?

26.12.2002
15:47

Литература стала похожа на шоу-бизнес - интервью лауреата Букеровской премии 2002 года

26.12.2002
15:20

"Судьба диссидента" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

26.12.2002
15:17

"Поддельный интеллект" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

25.12.2002
19:25

Новые книги наших авторов

25.12.2002
18:02

По улице колоду волочили: в Риге 21 декабря проведён обряд волочения колоды

    В Риге началось празднование Ziemassvetki. Хочется обратить внимание на название: оно этимологизируется от старо-церковнославянского <-имние Святки>, но в отличие от русского языка, в котором это название употребляется всё реже, в латышском оно укрепилось основательно. У латышей -имние Святки празднуют всего три дня: 21 - 23 декабря. Вечер 21 декабря называется Кочу вакарс, (что в переводе на русский означает не что иное, как Кутейник, ибо Коча - это Кутья), или Блутя вакарс (блутис - колода). В Кутейник (или Колодник) латыши совершают ритуалы с дубовой колодой: катают её из дома в дом, пляшут вокруг неё и поют песни, а потом сжигают. Поминают умерших! -ерно для приготовления кочи (кутьи) лущат на той же колоде. В этот вечер приносят козу в жертву волкам. Волка называют Лесным Мужичком или Лесным Богом. Колоду также называют Волчьей. Считают, что в Волчьей Колоде скрывается бог плодородия. Ему приносят жертвы. В праздничную ночь (Ziemassvetku nakts) борются с оборотнями (вилкачи - русс. волкодлаки) и ведьмами (raganas). Ходят на гору, на опушку леса и бросают в чащу палки. Существует множество Святочных игровых хороводов, основными персонажами которых являются Волк и Коза.

    Вечером 21 декабря в 17 часов по московскому времени у президентского дворца стали собираться люди. Единственная на площади женщина-полицейский неспешно подошла к собравшимся и заняла наблюдательную позицию. Впрочем, было видно, что звук пастушьего рожка, барабана, а также волынки и других экзотических инструментов большого волнения у неё не вызывают. И вправду, лишь общая энергетика происходящего могла напомнить блюстительнице порядка, что гений народа "в мир приходит ... не тешить, а мешать!"

    Вечерняя жизнь -амковой улицы была потревожена гораздо значительней. По улице колоду волочили. Настоящую, дубовую. При этом били в барабаны, трещали в трещётки, дудели, свистели и вызывали беспокойство обилием горящих факелов, соседствующих с можжевеловыми, еловыми и сено-соломенными изделиями явно непрактического назначения. Говорят, подобное творилось во многих уголках Старого Города - вскоре на Площади Ливов, где намечен был общий сход, собралось приличное количество народца весьма небудничного. Колоду волочили на верёвке, не пеньковой, как того требовали обстоятельства, а простой - бельевой, из ближайшего супермаркета, так уж получилось - суета сует. Но и в этом обнаружилась своя прелесть - по пути она рвалась раз пять (сила трения, чёрт побери), и пока её связывали, шествующие общались с прохожими на языке устной традиции.

    На Площади Ливов не видать было привычной поп-тусовки, что выглядело даже странно. Большой костёр, в котором вместе с колодами горели несчастья и невзгоды, сместил акценты. Царь-огонь всё вернул на свои места, и явственно стало видно, что вечно, а что сиюминутно. <Встань с печи, дурачок, Смерть близко, встань и танцуй с ней, иначе она заберёт тебя с собой!> Не встанет. -автра же всё вернётся на круги своя. Всё труднее отделаться от ощущения: наша обыденная жизнь становится похожей на сильно затянувшийся обряд перехода, а Святки нам нужны в первую очередь для того, чтобы понять это. В соответствии с последним, на площади и присутствовало необходимое количество рогатых, хвостатых, зубастых и т.д. персонажей, и от присутствия их становилось легче - правда всегда облегчает душу.

    В празднике приняли участие лучшие фольклорные ансамбли Латвии, включая хорошо известных и российским фольклористам . Кроме них: , , и др., всего около15 ансамблей. Кроме латышских, латгальских и ливских, звучали также русские и белорусские песни. И те и другие в исполнении <Ильинской пятницы>, которая представляла на празднике сразу два субэтноса: русских православных жителей Псковско-Латвийского пограничья и латгальских белорусов. В заключение хочется сказать, что празднику трудно было бы состояться без интеллектуальной и административной поддержки Государственного Центра Народного Творчества (Андрис Капустс), и без харизматического дара руководительницы Хелми Сталте, которая вела заключительную часть обряда. Хелми в очередной раз поразила всех не только глубоким знанием этнографического материала, но и способностью найти точки соприкосновения традиционного фольклора с современной жизнью, а также умением сделать очевидным то, что давно просилось на ум, но никак не обретало форму.
    Сергей Олёнкин


    mailto: olen@delfi.lv

<< 421|422|423|424|425|426|427|428|429|430 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100