-наменитый прозаик, публицист, журналист писать начал поздно. Впервые имя Марка Твена появилось в газетной публикации в 1863, а первая книга "Простаки за границей" вышла в 1869, когда автору было 34 года.
Детские годы Твена прошли на Миссисипи, в городке, известном читателям всего мира как Санкт-Петербург или в другом более распространенном переводе, - Сент-Питерсберг. -а окраиной этого городка начинались неосвоенные земли. А на другом берегу Миссисипи простиралась территория, свободная от рабовладения. Сложилось так, что в этом захолустье проявили себя главные конфликты американской жизни прошлого столетия. Через Ганнибал пролегал путь переселенцев на -апад и путь рабов, которых везли по реке на хлопковые плантации, и путь беглых невольников - их часто ловили на перевозе, в двух шагах от свободы.
Судья Клеменс умер, когда Твену не исполнилось и 12 лет. Кончилось солнечное детство, которое было воспето в повести о Томе Сойере. Началась трудовая жизнь. Твен был учеником в типографии, наборщиком, сотрудничал в газете. Он начал печатать в газетах юморески, но гражданская война спутала все его планы. Твен уехал в Неваду на серебряные рудники. Свое призвание он нашел в качестве газетного репортера: писал заметки, фельетоны, очерки, юмористические скетчи, сценки. Публикация в 1865 рассказа "-наменитая скачущая лягушка из Калавераса" принесла ему известность. А вскоре пришла слава юмориста. Первый период творчества писателя завершился в 1876, когда была издана книга "Приключения Тома Сойера".
В 70-е у Твена рождается замысел трилогии о Миссисипи. А в 1885 были изданы "Приключения Гекльберри Финна" - продолжение повести о Томе Сойере, имевшей невероятный успех. Эти книги были воплощением авторского замысла о неиспорченном сердце, о добром и бескорыстном начале в человеке. В различных преломлениях эта мысль постоянно прослеживается в книгах писателя. В XX в. книгу о Геке Финне назовут "центральным документом американской культуры" и "ключевой для понимания Америки".
В 1896 Марк Твен издает книгу "Личные воспоминания о Жанне д'Арк". И хотя сам писатель высоко ценил этот труд, все же он вызвал некоторое разочарование американской читающей публики, ждавшей от него очередной легкой и веселой книги. Некоторые критики считали, что автор зря попытался написать величественную трагедию, тем самым изменив природе своего таланта.
В произведениях 1890-1900, обращенных к современности, снова стихия повествования Твена согрета юмором, хотя в этом юморе больше грусти, чем веселья. И последний период творчества Марка Твена -время расцвета сатиры писателя. Одним из любимых его жанров становится памфлет.
Как правило, благородный гнев сатирика направлен против империалистических войн и захватов. Многие из его памфлетов не были напечатаны при жизни писателя.
Творчество Марка Твена завершило XIX в. в истории литературы США и открыло новую эпоху - двадцатое столетие.
В России имя Марка Твена узнали в 1872, и с тех пор книги писателя постоянно переиздавались.
-наменательные даты 2000